вторник, 27 декабря 2011 г.

Виды кружев











Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце XVII века и первоначально кружево являлось украшением одежды высшей знати, поражало своей вычурностью, блеском. Основным материалом для изготовления кружева в то время служила тонкая золотая и серебряная нитка. Кружево плели без заранее приготовленного рисунка, по числу переплетения нитей, орнамент был геометрическим, несложным. Из-за тяжести и ценности материала выплетенные вещи были небольшими по объёму. Плели мерное кружево, широкие шарфы, небольшие косынки. Мерное кружево использовалось для украшения одежды священнослужителей и светского платья.

В середине XVIII века в кружево начинает вводиться шёлковая или льняная нитка. Металлическая нитка остаётся лишь украшением кружева, основным материалом становятся шёлк и лён. В Россию кружево ввозится из Германии, Бельгии и Франции. В помещичьих имениях кружевницы осваивают сложную технику плетения западного кружева, дополняя её своими находками. Выполняют кружево из тончайшего льна и шёлка.

В конце XVIII — начале XIX века возникают крепостные мануфактуры по производству кружев. Из тончайшей льняной нитки выплетались кружева типа французских (малин, блонды, валансьен, шантильи). Русское народное кружево выплеталось из более толстых суровых или отбеленных льняных ниток, начинает появляться кружево из хлопчатобумажных ниток.
В конце XIX века модными стали мелкие плетёные изделия (бабочки, банты, небольшие букетики), они вплетались в рамки различной формы, образуя мотивы, которыми украшали бельё и постельные принадлежности. Кружевной промысел широко распространился по деревням.

В 1883 году по инициативе С. А. Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге для наиболее способных мастериц из разных губерний. Впервые русское кружево участвовало в международной выставке в Вене в 1873 году
и получило золотую медаль. В дальнейшем изделия русских мастериц неоднократно получали призы на международных выставках.
Возникновение русского кружевоплетения было связано с различными городами, каждый из этих промыслов создавал свою художественную манеру.

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

В Ельце сложился собственный стиль и технические приёмы местного сцепного кружева. Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские. Полотнянка этих кружев, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решётка елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань всегда делается из 3 ниток, из которых плетётся основное кружево.

Кировское кружево. Орнамент этих кружевных изделий причудлив по своим формам, полотнянка имеет просветы, часто заканчивается среди решётки, как бы растворяясь в ней. Основу решёток составляют плотные звёздочки, двулистники, трилистники, от которых расходятся плетешки. Декоративная выразительность создаётся разной плотностью плетения каждого элемента.

Михайловское цветное кружево — льняное, украшенное разноцветным мулине. Преобладает мерное кружево. Для этого кружева характерны веерообразные формы кружевных мотивов, фестоны и зубцы, так называемые «бубенцы», «мысы» и «городки». Это кружево используется для украшения полотенец, столового белья, детской одежды.

Скопинские парные кружева, как и Михайловские, зачастую применяются для отделки нарядных подарочных полотенец. Эти кружева имеют сложные ажурные узоры, слегка подсвеченные голубой или синей ниткой, они не похожи на более плотные Михайловские кружева,
в расцветке которых преобладают красные тона.

Киришское или Захожское кружево продолжает традиции крестьянского кружевного промысла. Оно более скромное. Вилюшка киришских кружев редкая, украшенная треугольниками из плетешков. В узорах используются старинные мотивы пяти и семилепестковые «медвежьи лапы»; решётка (квадратная сеточка, заполняющая промежутки внутри полотнянки); для украшения используются звёздочки из насновок.

Белёвское кружево сильно отличается от других замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесёмок, квадратов, «паучков», «змеек». Насновки в белёвском кружеве не овальные, а прямоугольные. Они выплетаются способом, отличным от других видов насновок. Эти кружева плетут из шёлковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток.


Комментариев нет:

Отправить комментарий